Поиск на нашем сайте
Google

Найти животное:
  Новости
  Художники
  Галереи
  Статьи
  Форум
  Контакты
  О проекте
  Наши друзья

Новая картина

 
Вход для художников

логин:

пароль:


(восстановить пароль)

Rambler's Top100
Зооклуб - сервер о животных

Rambler's Top100
Портал обо всем, что бегает, летает и прыгает Животные : домашние и не очень, все о животных, энциклопедия домашних животных. Кошки, собаки, рыбки, лошади, птицы, рептилии, зооправо, зооприколы, зоотовары, зоовыставки, рефераты по биологии, зоологии, экологии, ссылки.
Питомник «Magic Smile» Питомник бернских зенненхундов Из Большого Дома
|  Статьи - Русские анималисты - Николай Самокиш  |
НИКОЛАЙ САМОКИШ


В истории русского искусства было немало талантливых мастеров-анималистов, великолепно изображавших зверей и домашних животных, изучивших их движения, повадки, характеры; на протяжении одного лишь прошлого столетия блистали имена Орловского, Сверчкова, Петра Соколова, Ковалевского, Степанова... С особенным совершенством «владели» они конем и собакой; эти художники так внимательно изучили их в жизни, что знали, как говорится, наизусть и, свободно импровизируя, изображали в рисунках и картинах своих любимых «героев» в любом движении и состоянии.
Последним из этих «могикан» девятнадцатого века был художник Николай Семенович Самокиш
Для Самокиша, как и для других крупных xудожников-анималистов, изображение животных не было самодовлеющим занятием. Анималистическая тема переплеталась в его искусстве с сюжетами и темами широкого общественного значения. Он известен, прежде всего, своими историческими или точнее, батальными — военно-историческими произведениями. Но вспомним, какую 6oльшую роль в прежних войнах, особенно в героических сражениях гражданской войны, — которой Самокиш посвятил немало полотен, — какую значительную роль играл боевой конь! Без изображения коня не могло быть правдивого изображения исторических битв, конь был необходимейшим атрибутом батальной картины. И любовь художника к этому прекрасному животному выражалась в умении показать слитность человека и коня в боевом порыве, в виртуозной передаче самых сложных ракурсов и движений, раскрывающих энергию, силу, грацию животного.
Самокиш родился 13 (25) октября 1860 года в Нежине (ныне Черниговская область Украины) в семье бедного почтальона. Еще в раннем детстве, когда ему удавалось рассматривать «картинки» в иллюстрированных журналах, которые разносил отец, его, как и большинство мальчиков, особенно восхищали сцены сражений.
Увлекаясь иллюстрациями, юноша мечтал создавать картины. Но, не зная, как к этому подступиться он начал копировать — сперва журнальные иллюстрации, а позднее картины, которые он видел в лицейской галерее города Нежина, куда родители, собрав скудные средства, отправили сына учиться.
Самокиш окончил 4 класса Нежинского историко-филологического института, созданного на базе «Гимназии высших наук и лицея князя Безбородко», знаменитого учебного заведения, в котором учился Н. В. Гоголь. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но был принят вольнослушателем в батальную мастерскую профессора Б. П. Виллевальде (1878). Через год занятий Самокиш был принят студентом.
В Академии окончательно определились наклонности художника. По окончании общих классов он переходит в батальную мастерскую. Он ищет пути к правдивому, жизненному искусству. Батальная картина представляется ему как повесть о героизме и подвигах народа. Совет Академии присуждает Н. С. Самокишу в 1885 г., по окончании Академии, большую золотую медаль и заграничное пенсионерство за картину «Русская кавалерия возвращается после атаки под Аустерлицем».
С 1885 по 1888 год совершенствовался в Париже под руководством известного баталиста Эдуарда Детайля. Он возвращается в Россию в 1888 г. прекрасно подготовленным, широко образованным художником и создает три большие картины на сюжеты Кавказской войны 70-х годов для Тифлисского военно-исторического музея («Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы»).
В 1890 за работу «Табун орловских рысистых маток» (Ново-Томниковского конезавода Тамбовской губернии) удостоен звания академика.

1.Н.С. Самокиш «Табун орловских рысистых маток»
Конференц-секретарь Академии художеств П. Ф. Исеев показал рисунки Самокиша великому князю Владимиру Александровичу, бывшему президентом Академии. Тот представил рисунки наследнику Николаю Александровичу. Молодого художника рекомендовали к военному ведомству для зарисовок маневров. С 1890 г. он приступил к работе. «И вот я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как я втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени, изредка только принимаясь писать картины для выставок», — записал он позднее в своём дневнике.
В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Самокишу присудили медаль за другое полотно, тоже посвященное коню. Это была «Четверня на повороте», картина, принадлежавшая другу художника и отправленная на выставку даже без его ведома.
Он иллюстрирует очерк Сергея Атавы из охотничьей жизни и рассказ Л. Толстого «Холстомер».
Н. С. Самокиш как анималист создал много рисунков на темы охоты. Он иллюстрировал четырехтомное издание «Великокняжеская и царская охота на Руси». Картины, рисунки Самокиша воспевают поэзию русской охоты. Нельзя без волнения смотреть зарисовку «Охота с ловчей птицей». Всадник скачет на прекрасном коне, догоняя хищника, который вот-вот схватит зайца. А сколько в книге великолепных рисунков, заставок: «Глухарь на суку», «Лось», «Сокол» и другие. В многочисленных графических произведениях Самокиша сказывается огромная наблюдательность художника, его знание животных и любовь к ним, артистическое владение рисунком.
Лошади занимают особое место в творчестве Самокиша. Лошади Самокиша всемирно известны. За изображения лошадей его награждали (избрали академиком за «Табун рысистых маток», дали медаль Всемирной выставки за «Четверню на повороте»), но не только. За любовь к рисованию лошадей его и свысока ругали, писали, что он «халтурщик» и «повторяется» в своих рисунках «на батальные и „лошадиные“ темы».А вот что пишет сам Н. С. Самокиш 24 апреля 1929 года своему будущему ученику, красноармейцу, ветерану Отдельной Кавалерийской Дивизии Марку Домащенко: «Ваша любовь к лошади и кавалерийскому делу находит живой отклик в моей душе, так как я люблю это и как художник и как бывший кавалерист (в Японскую войну). В этом направлении я и работаю до сего дня, лошадь считаю благородным и красивым созданием и стараюсь изображать ее не только с наружной стороны, но и передать ее психику, ее порыв, что самое красивое у лошади, даже кляча на скаку красива и живописна.»

2.Н.С. Самокиш « Тройка»
Много различных иллюстраций Самокиша было опубликовано в журналах «Нива» и «Солнце России». По заданию «Нивы» в мае 1904года он уехал на фронт русско-японской войны и работал там в качестве художника до конца 1904 года Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904—1905. Из дневника художника». Кроме альбома рисунков по фронтовым впечатлениям были созданы картины. Наиболее знаменитая из них — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвящённое одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.

3. Н.С. Самокиш «Японская лошадь»
Тяжелый недуг заставляет художника покинуть Академию и Петроград и накануне революции он уезжает в Евпаторию для длительного лечения. Там он с радостью встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию.
Обосновавшись после освобождения юга России от белогвардейщины на своей родной Украине, престарелый художник пишет ряд картин, посвященных важнейшим эпизодам гражданской войны на юге. В начале тридцатых годов Самокиш создает серию военно-исторических картин, посвященных свободолюбивому движению украинского народа, и продолжает одновременно работу над капитальными картинами из истории гражданской войны, в частности над большой композицией посвященной взятию Крыма, героическому переходу через Сиваш.
В годы нападения гитлеровцев, на восемьдесят первом году жизни, Самокиш средствами своего искусства участвует во всенародной борьбе, — он рисует плакаты, призывающие к уничтожению захватчиков.
Творчество этого талантливого самобытного художника явилось существенным вкладом в отечественное искусство.


4.Художник за работой

ССЫЛКИ
1. http://time4news.org/content/nikolai-samokish-neizvestnye-stranitsy
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%88,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
3. http://borzoi.org.ua/index.php?itemid=1128
4. http://borzoi.org.ua/index.php?itemid=793
5. http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=2402
6. Лапидус Н. Николай Самокиш; Серия: Мастера живописи — М.: Белый город, 2006. — 48 с

Подготовила Дарья Комисарук 09.2011
© 2004 Клуб-изостудия "Живой Карандаш". Все права защищены. Использование работ художников клуба в любых целях без их разрешения запрещено.