Поиск на нашем сайте
Google

Найти животное:
  Новости
  Художники
  Галереи
  Статьи
  Форум
  Контакты
  О проекте
  Наши друзья

Новая картина

 
Вход для художников

логин:

пароль:


(восстановить пароль)

Rambler's Top100
Зооклуб - сервер о животных

Rambler's Top100
Портал обо всем, что бегает, летает и прыгает Животные : домашние и не очень, все о животных, энциклопедия домашних животных. Кошки, собаки, рыбки, лошади, птицы, рептилии, зооправо, зооприколы, зоотовары, зоовыставки, рефераты по биологии, зоологии, экологии, ссылки.
Питомник «Magic Smile» Питомник бернских зенненхундов Из Большого Дома
|  Статьи - Наши учителя - Кукунов Михаил Максимович  |
Кукунов Михаил Максимович


М.М. Кукунов. Фотография взята из статьи В.Шишкина "Зоопарк в его багаже"
Когда я прочитала, что для вступления в клуб анималистов можно написать статью, я сразу же поняла, что буду писать про Михаила Максимовича Кукунова. Но долго не могла определиться, в каком ключе рассказывать о нём: «Русские анималисты», «Наши современники», «Страничка памяти»? Его работы хранятся в Дарвинском музее, в Зоопарке, у десятков его учеников, печатались, в том числе в учебниках по рисунку и живописи. В память о нём была выпущена книга. А сколько людей, совершенно разных возрастов и профессий вспоминают о нём с таким теплом, которое редкий человек может оставить в памяти на всю жизнь.
Михаил Максимович был замечательным художником-анималистом, настоящим мастером этого жанра. Его рисунки абсолютно живые! Орлы – гордые, олени – осторожные, львы – величавые, вороны – «себе на уме». Когда Михаил Максимович ходил рисовать в зоопарк, то говорил, что идёт к «своим». Все обитателя зоопарка были ему «своими»: он отлично знал их повадки и особенности.
Как-то раз, проходя мимо антилоп гну, Михаил Максимович заметил:
- Смотри, боятся меня.
- Почему? Вроде лежат себе спокойно.
- Э, нет…
бакланы
И точно, антилопы насторожились и перешли на дальнюю сторону вольера. Оказывается, они действительно побаивались палки-трости, на которую опирался при ходьбе Михаил Максимович, и узнавали его издалека.
Рисование животных с натуры Михаил Максимович называл «охотой», наверное, потому что наброски также требует сноровки, опыта, осторожности: чтобы не вспугнуть, поймать интересный момент, уловить образ, характер животного или птицы. Но в отличие от настоящей охоты – процесс рисования невозможен без любви к животным, без восхищения их красотой. Именно такими эмоциями буквально дышат работы Михаила Максимовича. Кажущиеся на первый взгляд простыми в исполнении наброски требуют большой внимательности, способности почувствовать, «схватить» движение, и передать несколькими штрихами отрывок из жизни животных и птиц.
гриф
Рисунки Михаила Максимовича – это многолетний труд и постоянный творческий поиск. Он мастерски передавал пластику животных и птиц в самых различных техниках, а сюжеты его картин всегда вызывали именно самые тёплые эмоции: испуганный заяц мчится стремглав по опушке, тигры вальяжно точат когти о дерево, вороны-задиры окружили взъерошенного филина, могучий лось вышел из леса полакомиться к стогу сена.
Нельзя не вспомнить, каким удивительным человеком был Михаил Максимович. У него был свой собственный язык общения: сдержанный, но в то же время ироничный. Когда новые студенты со временем проявляли свои характер и способности, некоторые получали у Михаила Максимовича шутливое «название»: «Медицина», «Мамонт», «Глазастая», «Квадрат», «Плюс», «Серебры».
белый медведь
Мы и сами любили так себя называть, даже в записных книжках записаны друг у друга как «Таня – Мельник», «Настя – Плюс». К слову, такие забавные, почти семейные прозвища Михаил Максимович давал и уже состоявшимся художникам, которые приходили к нему в гости.
лебедь
Михаил Максимович всегда учил нас замечать и передавать на бумаге яркие образы, «типажи», постоянно ждал от нас новых рисунков. Даже просто идя по улице, он показывал столько интересного, чего мы сами никогда не замечали: старое покосившееся дерево он сразу подмечал - «Характер!», а играющих детей в парке - «Композиция!». Большой радостью было показывать ему свои наброски собак и кошек: он сразу замечал, где рисунок получился живой и яркий, а где мешают лишние детали или штриховка.
Когда Михаила Максимовича не стало, сразу погас целый мир, радостный, интересный, полный душевного тепла … На долгое время потерялся смысл рисовать. Многие так и не вернулись к этому занятию. Но я уверена, что когда все, кто когда-либо учился у Михаила Максимовича, а таких людей несколько поколений, пойдут в зоопарк или поведут туда своих детей, внуков, или просто полюбуются на своих домашних любимцев – обязательно с улыбкой вспомнят, что в их жизни был чудесный художник и светлый человек Михаил Максимович Кукунов.

Куликова Анастасия
03.2006г.
© 2004 Клуб-изостудия "Живой Карандаш". Все права защищены. Использование работ художников клуба в любых целях без их разрешения запрещено.